Как избежать судебных разбирательств в стоматологии
В настоящее время судебные тяжбы в отношении стоматологических клиник или отдельных специалистов уже перестали быть редкостью.
Ведя профессиональную деятельность, врачи-стоматологи нередко сталкиваются с необходимостью принимать ключевые решения, которые могут привести к возможным правовым последствиям. Попробуем понять, как организовать работу клиники таким образом, чтобы дело не доходило до суда.
Судебная практика, сложившаяся в области защиты прав в стоматологии, говорит о том, что основное содержание претензий пациентов — качество стоматологической услуги.
К самым распространенным основаниям для привлечения стоматологов к ответственности являются следующие:
- неверная диагностика, повлекшая за собой ухудшение состояния пациента;
- осложнения и ущерб здоровью, нанесенные в связи с халатностью и заведомо неверными врачебными действиями;
- навязывание дорогих дополнительных услуг, направленных на обогащение, а не на лечение имеющихся стоматологических болезней, дефектов или аномалий.

Чтобы избежать исков необходимо позаботиться как о врачах, так о пациентах. Стоматологическая клиника должна не только следить за качеством выполняемых работ и квалификацией своих специалистов. Чтобы обезопасить компанию, врачей и пациентов, важно определить собственный стандарт услуг, оказываемых пациентам.
Каждое стоматологическое учреждение независимо от его организационно-правовой формы должно согласовать с волей пациента:

- составленный в письменной форме и подписанный обеими сторонами договор;
- медицинскую карту стоматологического больного;
- подписанное пациентом согласие на хирургическую стоматологию и протезирование, содержащее информацию об услуге, методике проведения манипуляций и появлении возможных рисков и осложнений;
- согласованный план лечения, подписанный пациентом, содержащий существенные условия медицинской услуги: этапы обследования полости рта, обоснованность манипуляций, сроки и алгоритм лечения;
- гарантийный сертификат, выданный пациенту, с правами и обязанностями сторон.
Следует отметить, что договор возмездного оказания медицинских услуг является публичным договором, т.е. он заключается со всеми пациентами, пожелавшими получить медицинскую услугу за плату, путем присоединения пациента к тем стандартным условиям, которые разработаны в заданном формуляре.
Чтобы избежать конфликтов, нужно документально фиксировать выполнение всех действий и ход исследования. Обязательно следует получить информированное согласие пациента. При этом важно не допускать завышенных ожиданий клиентов, разъяснять им их диагноз, план и последствия лечения, предупреждать о возможных осложнениях, сообщать об ориентировочной стоимости услуг.

Чаще всего недовольные пациенты сначала обращаются с претензиями к врачу, оказывавшему помощь, либо к руководству клиники. Ведутся переговоры, при необходимости проводится досудебная экспертиза. В случае обращения в суд существенное влияние на исход спора оказывает корректное заполнение документов. Если клиника сможет подтвердить, что стандарты качества медицинской помощи полностью были соблюдены, то высока вероятность того, что решение будет вынесено в пользу самой клиники. Важно учитывать, выполнял ли пациент рекомендации врача, своевременно ли являлся на прием, обращался за медицинской помощью после ухудшения самочувствия.
Специфика стоматологической категории судебных дел состоит в сложности установления обстоятельств дела, длительности и объемности судебной экспертизы. Если есть недостатки в медицинской документации, то судить о качестве оказанных услуг достаточно трудно.
Поделиться ссылкой:

Дарина Лобякова

Последние статьи - Дарина Лобякова (все)
- Мифы о чувствительности зубов - 28.05.2020
- Как проводить реминерализацию - 26.05.2020
- Критерии выбора стоматологического микроскопа - 21.05.2020